История театра

Как известно, история – это клубок, разматывающийся во времени и оставляющий за собой нить событий в прошлое, которую можно рассматривать с множества, со всех сторон. Восстанавливая сегодня событийный ряд, которому вот уже скоро десять лет мы, естественно, отмечаем то, что наиболее сильно и глубоко отразилось в нашей памяти, оставляя за границами внимания субъективно малозначительные события, факты, биографии. Возможно, когда-то будет написана «Полная история Студенческого театра МГОУ», но сегодня все представляется так…

Студенческий театр МГОУ начинает свою историю 15 октября 2008 года, когда во МГОУ режиссером пришел Александр Дмитриевич Хохлов. Одновременно, к нему присоединилась, став незаменимым помощником в организации жизни коллектива, художник-постановщик Михаэла Ионовна Берча.

Подход к делу предполагался очень серьезный, иначе не имело смысла терять зря время. Было очевидно, что необходимо создавать структуру, практически, на пустом месте, а организация такого сложного предприятия требует жесткого отбора средств и методов, напряженной работы, невзирая на время и усталость.

Первое, надо было убедить будущих молодых и совершенно неопытных кандидатов в обязательности постоянной работы не только над ролями, но и над собой: театральное дело предполагает постоянное наблюдение за окружающим миром и своим поведением в нем.

Второе, при наличии двух площадок, на улице Радио и в Перловском корпусе, возникли сложности с репетиционным процессом; одним было удобно в Москве, другим – в Перловской, и, как показала жизнь, поначалу мало кто смог преодолеть эти трудности для дела. Впрочем, возможно, что необходимость самопожертвования ради участия в жизни театра и стала принципиальным необъявленным критерием отбора.

ЦДРИ. «Эти странные старые песни»

Третье, возможно, самое главное.

Деятельность студенческого театрального коллектива естественным образом основана на ряде составляющих. Первое – это, чтобы было просто интересно. Второе – чтобы не слишком «напрягало», особенно в сессии. Третье – хорошая компания. Четвертое – «поменьше учить и учиться». Пятое – «…но чаще выступать», и далее в том же духе. Если соединить эти интересы с естественной факультативностью занятий, то приходится признать, что в деле создания, безо всяких скидок, настоящего театра могли участвовать только истинно увлеченные и преданные люди.

К счастью для театра, такие люди нашлись. Они, вместе с руководителями,  формировали и поддерживали его традиции. К сожалению, кто-то не выдерживал «естественного отбора» и уходил, оставив по себе, одни - только запись в журнале, другие - и  поныне приятное воспоминание. Память – сложная штука!

С первых дней стало понятно, что работа по формированию театрального коллектива должна вестись в двух равносильных направлениях: обучение и репетиции. У театра появился свой автор. Оказалось, что преподаватель университета Елена Валерьевна Широкова пишет пьесы. Мы предложили попробовать поставить одну из ее пьес и поучаствовать в постановке в качестве исполнительницы. Таким образом, в репертуаре театра, помимо репетиций классики с первых дней получала прописку и современная драматургия. В будущем эта традиция не прерывалась. 

Несколько месяцев длился «организационный момент», определялись приоритеты, формировался работоспособный состав. Приходилось заниматься всем сразу. Начинались репетиции нескольких спектаклей, принцип, который, кстати, получил развитие и в дальнейшем. Шли занятия по сценречи, актерскому мастерству, общим вопросам театра.

В этом состоит основа школы нашего театра, если хотите, «школы Хохлова»: воспитание комплекса навыков, необходимых для участия в театральном действии в ходе работы над драматургическим материалом.

С самого начала мы определились с формой и сутью происходящего: мы действительно выстраивали театр, и не просто, а Театр с большой буквы. Это особенно важно, поскольку с самых первых дней формировалась определенная эстетика всего постановочного процесса, ставшая впоследствии нашей визитной карточкой. Уже значительно позже, на одном из театральных конкурсов кто-то из членов жюри, в редком порыве откровенности, не удержался и выдохнул: «Да, сразу видно, это -  коллектив»!

Полгода длилась подготовка, активный постановочный период для 50-минутной пьесы продолжался только месяц. Режиссеру пришлось пристраиваться к актёрам-любителям, всем вместе – к пьесе, в которую нужно было вносить изменения, приспосабливая к специфике сцены, труппы и т. д. В первом спектакле Студенческого театра МГОУ «Эти странные старые песни» по пьесе Е. Широковой «Песни одинокой души», постановка А. Д. Хохлова, сценография М. И. Берча приняли участие студенты-актеры, приглашенные исполнители, университетская рок-группа, автор пьесы и режиссер, также исполнившие роли. Дело происходило в мае – июне, репетиции шли почти через день, что в условиях экзаменационной сессии было весьма непросто. Непросто оказалось и с оформлением спектакля. Михаэла Ионовна минимальными средствами, используя, что называется, подручный материал создала предельно лаконичный зрительный образ спектакля. Этот стиль сохраняется и поныне. В результате, сценография спектакля позволила, в значительной степени, скрасить те недостатки в актерской игре, которые, естественно, проявлялись у начинающих актеров. Впоследствии этот спектакль укрепился, был неоднократно сыгран, получил лауреатство в номинациях на театральном фестивале, отмечен грамотами и пр. Итак, в июне, 27-го числа 2009-го года состоялся предпремьерный показ, а премьера была назначена на осень, на открытие нового сезона. Начало было положено!

Театр начался. Но – как он будет продолжаться?

ЦДРИ. «Хорошие люди» 

Как-то само собой мы обратились к чеховской драматургии. Возможно, что в этом основной стала внутренняя установка на продолжение и развитие традиции К. С. Станиславского, остающаяся основополагающей. Постепенно складывался спектакль по произведениям А. П. Чехова, посвященный 150-летнему юбилею писателя.

В Интернете организовалась группа поклонников, стали появляться регулярные отчеты о постановках и выступлениях. В этом активно участвовала бессменный и бескорыстный помощник театра, драматург, музыкант и актриса, лауреат международного театрального фестиваля Дарья Берча. Театр зажил полнокровной жизнью, которая была насыщена выступлениями, репетициями, занятиями по специальным театральным дисциплинам и т. д. В сезоне 2009 – 2010 года театр успешно показывал спектакли на многих столичных и областных сценических площадках Москвы и Подмосковья: в Академии управления МВД, Творческом центре города Воскресенска, в концертном зале Территориальной общины «Якиманка», ДК Щелково. Наши артисты выступили на «Студенческой весне Подмосковья» и завоевали звание лауреатов фестиваля и т. д. Одновременно в концертном исполнении представлялись отдельные фрагменты готовящегося чеховского спектакля.

Спектакль «Хорошие люди» по произведениям А.П. Чехова, постановка А. Хохлова,  сценография Михаэлы Берча, стал самым значительным на тот период событием в жизни театра, поскольку с ним театр не только получил звание лауреата на театральном фестивале, но именно этот спектакль, если так можно сказать, в начале нашего пути больше всех других работ был представлен на многих театральных площадках перед самой разной зрительской аудиторией.

Прикосновение к высокой классике стало лучшей школой для начинающих актеров. Впоследствии все вновь прибывающие в труппу неизменно проходили через школу чеховских образов.

В те годы самым плодотворным оказался для театра сезон 2010 – 2011; частые выступления увенчались поездкой в Тверь на Дельфийские игры, где была показана еще одна пьеса Е. Широковой «Комната, шкаф, зеркало…». Зрители очень хорошо приняли постановку.

Концертный зал г. Черноголовки «Комната, шкаф, зеркало…»

Тогда же был выпущен мюзикл «Где ты, где, ты, любовь…». Спектакль показали в Воскресенске, Калуге и на родной сцене в Перловском учебном корпусе университета. Постановка была встречена, что называется, «на ура». К сожалению, спектакль не получил широкого проката, как говорится,  «по обстоятельствам, от редакции не зависящим».

Калужский областной ТЮЗ. «Где ты, где ты, любовь…»

 

Так получалось, что каждые полгода студенты-артисты сдавали перед зрителями своеобразный «зачет» по актерскому мастерству на новом постановочном материале.

Если возвести некие условные границы-периоды в деятельности нашего театра, то, несомненно, самым удачным станет финал  сезона 2012 года.

Выступление подряд на двух театральных конкурсах «Летящая по волнам – 2012» в Дубне и международном театральном конкурсе «Русская классика. Лобня 2012».

Результат – восемь дипломов. В номинациях: «Лучшая режиссура», «Лучшее оформление», лучшие женские роли первого и второго планов, лучшие актерские дуэты.

И все это – спектакль по произведениям А. П. Чехова «К барьеру»!


Дубна. Театральный конкурс «Летящая по волнам 2012»

 

В основном, человек, мыслящий называть себя артистом, как правило, старается соответствовать определенным нормам и принципам, предполагающим, что, как и во всякой другой деятельности, в актерской профессии главным и основным является труд. В Студенческом театре МГОУ это очень хорошо смогли почувствовать на себе все его участники! Вероятно, поэтому до сих пор в театре остаются и служат ему только те, кто осознает эту установку актерского существования.

За годы, прошедшие со дня основания, в «рабочей тетради» театра (существует у художественного руководителя и такая) список участвовавших и «прикоснувшихся» давно перевалил за сотню. Много это или мало? – Как вам сказать…

Конечно же, в памяти запечатлелись первые полномасштабные поездки-гастроли театра на Кавказ (2013) в Архипо-Осиповку, Адыгея и в Крым (2014), особенно, в Крым, практически, сразу после его присоединения к России. Чего стоит один только переезд на пароме через Керченский пролив и труднейший путь, проделанный к тогдашней сильно износившейся пристани! Осилившие его – помнят! В зале Евпаторийского городского театра имени А. С. Пушкина на первых рядах сидели беженцы из Донбасса с детьми; они, стоя горячо благодарили наших артистов за спектакль «Иванов» и «Зойкину квартиру». Плакали все!

С постановкой «Репетиция спектакля. Иванов. 1-я редакция» по пьесе А. П. Чехова связаны особые воспоминания, поскольку один из спектаклей мы провели в Доме-музее К. С. Станиславского, в знаменитом Онегинском зале, среди колонн, а рядом был устроена поясная фотография Константина Сергеевича, на которой он с загадочной полуулыбкой смотрит на окружающих, словно соразмеряя и настраивая свое знаменитое «верю-не верю». Для людей с богатой фантазией, коими, по положению, должны быть артисты, выступление в таком соседстве довольно напряженное упражнение на собранность и искренность. Репетиция накануне выступления прошла, прямо скажем, не лучшим образом; возникали проблемы, о которых прежде даже не задумывались. Но, вероятно, наши усилия были оценены «хозяином» дома положительно: спектакль прошел с большим успехом и открыл новые стороны дарования у исполнителей.  

Можно сказать, уже многие годы театр представляет свои новые работы на сцене Центрального Дома работников искусств. Случилось это, как бы в развитие моих старых связей с ЦДРИ, показов и выступлений в «до университетский  период».

Студенческий театр МГОУ показал свою первую работу, спектакль «Эти странные старые песни» на Малой сцене 18 декабря 2009 года. Продолжением стали выступления в Большом зале с неизменными аншлагами. Так было с чеховскими постановками, сборниками «Хорошие люди» и «К барьеру!», спектаклем «Репетиция спектакля. Иванов. 1-я редакция»,  постановками по пьесам А. Вампилова «Перешагнуть порог», М. Булгакова «Зойкина квартира», пьесе-сказке нашего молодого драматурга Дарьи Берча «Одна голова – лучше!», Ю. Полякова «Отель «Медовый месяц», А. Кристи «Мышеловка», пьесой Василия Ивановича Белова «Над светлой водой». С этой постановкой связано также довольно сильное воспоминание. Дело в том, что именно ею в 2015–м году, в год 70-летия славной Победы, мы начали нашу дружбу с Отделом военно-шефской работы Центрального Дома Российской Армии им. М. В. Фрунзе. Спектакль мы показали на сцене клуба Краснознаменной Таманской дивизии, на которой еще никогда не было подобных выступлений, и тем более приятно, что прошло оно с большим успехом, как говорят, «на подъеме», а когда на сцене появился один из героев пьесы в парадной солдатской форме 70-х, зал дружно зааплодировал! Драматическая судьба жителей далекой вологодской деревни по-настоящему взволновала и воинов-таманцев, а впоследствии самых разных зрителей, пришедших в зал ЦДРИ на нашу премьеру в 13-й день мая 2015-го.

Очень запоминающимися были наши, одно время, традиционные зимние «Питерские гастроли». В помещении Театра-студии С.-Петербургского госуниверситета мы показывали наши новинки, делились радостью сообщения с товарищами по искусству. В том же, 2015-м, во время такой поездки, мы показали «Иванова» и сказку «Одна голова – лучше!».

Так получилось, что, не задумываясь, театру и его руководителю удалось доставить приятные минуты и старожилам-театралам С.- Петербурга. В сезон 2015-16 годов был поставлен, своего рода, театральный триптих «Чехов. Щеглов. Потапенко.». Пьесы, вошедшие в него: «Трагик поневоле», «Супружеская идиллия», «Букет»,  объединенные единым замыслом показать развитие во времени отношений между влюбленными и супругами, были написаны современниками, писателями, в общем-то, неплохо относящимися друг к другу, что не часто  случается в литературных кругах. Возможно, поэтому спектакль выдержал рекордное количество показов. Было вполне естественно, что обязательным, непременным местом показа этого спектакля должен стать С.- Петербург, поскольку действие пьес разворачиваются именно в этом городе. Кроме того, в «Букете» упоминается и Кронштадт, в связи с чем, мы договорились о выступлении в Кронштадте в Драматическом театре Балтийского флота перед моряками-балтийцами, в потрясающем по красоте историческом зале. Незабываемо!  А перед выступлением в окружном Доме офицеров С. – Петербурга у наружной афиши нашего спектакля «Русские комедии» останавливались и с удивлением восклицали: «Щеглов?! Неужели тот самый»! В историческом зале собрались как курсанты и военнослужащие Северо-Западного военного округа, так и завсегдатаи театральных премьер, и просто зрители. Из музея Дома офицеров мы с большими предосторожностями перенесли на сцену кое-что из антикварной мебели; это придало постановке еще более чувствительное  волнение. Спектакль прошел очень успешно!

Артисты, участвовавшие в постановке, не могли отказать себе в удовольствии пройти по Фурштатской улице, о которой говорится  в пьесе.

Пять лет назад в театре возникла необходимость более тщательной подготовки актерского состава, поскольку количество желающих приобщиться к притягательной компании Мельпомены и Талии все возрастало, что требовало дифференцированного подхода.  Было принято решение организовать студию при театре, в которой вновь поступающие проходили курс специальной подготовки, участвовали в постановках, постепенно осваиваясь, и после летних южных гастролей становились полноправными артистами театра. Как показала практика такая форма сосуществования театра и студии вполне оправдана и полезна.

К 85-летию МГОУ был подготовлен и выпущен спектакль «Отель «Медовый месяц» по пьесе Ю. Полякова. Выскажу свою личную, субъективную точку зрения: такого прочтения поляковской драматургии на театральной сцене еще не было. Жаль, что опыт, несмотря на успех в ЦДРИ, не получил дальнейшего развития.

Пройдя по нити времени, мы приближаемся к «клубку» и обнаруживаем, что последними по времени, но не по значению, постановками, как и все остальные поставленными А. Д. Хохловым и М. И. Берча стали пьеса С. Михалкова «Смех и слезы» и, первое обращение к западной драматургии, «Мышеловка» Агаты Кристи. Эта постановка была приурочена к 65-летию первого показа пьесы в Англии. Она имеет своеобразную редакцию нашего театра, которая на момент написания этой статьи (февраль, 2018) с момента премьеры (май, 2017) зрителями не разгадана. Собственно, автор и первые постановщики пьесы также старались, чтобы разгадка, заложенная в сюжете пьесы, как можно дольше сохранялась. «Знаете, волнующая последняя глава»! Поживем, как говорится, увидим!

Сегодня в театре студенты исторического, филологического, психологического и других факультетов МГОУ. Навещают нас и студенты других столичных институтов. Все без исключения артисты театра имеют в репертуарных пьесах театра главные и центральные роли, но, естественно, в случае необходимости выступают и «на выходах».

За прошедшее время многое задумано, сделано и реализовано. Но, ни на одно мгновение мы не могли себе позволить представить, что выход на сцену – это «потеха», «умора», «междусобойчик». Те, кто искал в театре клуб, посиделки, «весёлки и встречалки» уходили и обретали свой интерес в других коллективах. Говорит ли это об изолированности, намеренной ограниченности и исключительности нашего театрального коллектива? Думаем, что все его участники ответят на этот вопрос отрицательно. Да и те, кто покинул театр, вряд ли скажут о нем как о чем-то сугубо особом, «не для широкого пользования». Да, театр это не ширпотреб, особенно, творческая его составляющая. Театр, студенческий театр - это сплав очень широкого круга интересов и огромное поле для применения его возможностей. Само собой разумеющимся подразумевается, что актер студенческого театра может использовать своих приобретенные специальные навыки в педагогической и представительской практике. Но, одновременно, происходит и обратное; те знания и навыки, которые приобретают студенты на занятиях вуза, формируют их мировоззрение, позволяют организовывать содержательное наполнение постановок с учетом этого мировоззрения, дают возможность отказаться от «потешек» и поднимать на сцене в предлагаемых обстоятельствах спектакля  актуальные вопросы, волнующие сегодняшнего зрителя. Вероятно, именно это позволило театру добиться действительно серьезного положительного результата в оценке зрителей.

Театр не обделен вниманием руководства университета. Благодаря этому вниманию для обеспечения жизнедеятельности созданы все благоприятные условия. Мы ценим это и стараемся, как говорится, «оправдать высокое доверие».

Театр старается активно участвовать в университетской общественной жизни. В свое время, мы показали представление, посвященное 70-летию победы в Битве под Москвой.

Отдельное направление деятельности – показы спектаклей по программе профориентации старшеклассников Подмосковья. Лучшие спектакли театра представляются на сценах районных культурных центров и домов культуры, собирая учащихся школ и лицеев разных районов Подмосковья, пропагандируя знание о МГОУ.

Жизнь продолжается! Она не заканчивается с юбилеем, и будем надеется, что нам и вам, наши дорогие зрители, еще не раз доведется собраться в зрительном зале и порадоваться встрече с настоящим искусством Театра, который мы все любим.

 До новых встреч, друзья!

Художественный руководитель

Студенческого театра МГОУ

А. Д. Хохлов