История театра

Студенческий театр МГОУ начинает свою историю в день предпремьерного показа первой постановки. Это случилось 27 июня 2009 года. Был представлен спектакль «Эти странные старые песни» по пьесе драматурга и преподавателя МГОУ Е. В. Широковой.

До этого, как и положено, в воздухе витало предощущение создания театрального коллектива, его необходимости. Сложилась творческая группа под руководством Елены Валерьевны Широковой, в которую входили студенты разных факультетов. Так продолжалось около двух лет. Была и пьеса, «Песни одинокой души», написанная Еленой Валерьевной с надеждой на постановку… когда-нибудь.

Примечательно, что основным костяком будущей труппы стали студенты географо-экологического и исторического факультетов. Вероятно, определившее выбор будущей профессии, подсознательное стремление к путешествиям у одних и любовь к занимательным историям у других, послужило мотивом их участия в театральном деле. Впрочем, главное, конечно, не в этом.

В октябре 2008 года в Университет режиссером студенческого театра пришел А. Д. Хохлов.

Было очевидно, что необходимо создавать театр практически на пустом месте, а организация такого сложного предприятия требует жесткого отбора и напряженной работы, невзирая на время и усталость.

Первое, надо было убедить будущих артистов в обязательности постоянной работы не только над ролями, но и над собой. Театральное дело предполагает постоянное наблюдение за окружающим миром и своим поведением в нем.

Второе, при наличии двух площадок, на улице Радио и в Перловском корпусе, возникли сложности в репетиционном процессе; одним было удобно в Москве, другим – в Перловской, и, как показала жизнь, мало кто смог преодолеть эти трудности ради дела. Впрочем, возможно, что необходимость самопожертвования ради участия в спектаклях и стала главным необъявленным критерием отбора.

Третье, возможно, самое главное. Деятельность студенческого театрального    коллектива, внутри себя, естественным образом основана на ряде интересов. Первый – это, чтобы было просто интересно. Второй – чтобы не слишком «напрягало», особенно в сессии. Третий – хорошая компания. Четвертый – «поменьше учить». Пятый – «чаще выступать», и т.д. и т.п. Если соединить эти интересы с естественной факультативностью занятий, то приходится признать, что в деле создания, безо всяких скидок, настоящего театра могли участвовать только истинно увлеченные и преданные люди.

К счастью для театра, такие люди нашлись. Вслед за Марией Курлыгиной пришли Екатерина Лышникова, Наталия Мартынова, Михаил Садовников, Евгения Левченко. Оставаясь в театре, многие с успехом развивают и поддерживают его традиции. Другие не выдержали «естественного отбора» и, к сожалению,  ушли, оставив по себе, одни - только запись в журнале, другие  до сих пор являются нашими «запасными».

С первых дней стало понятно, что работа по формированию театрального коллектива должна вестись в двух равносильных направлениях: обучение и репетиции. Театру повезло, что мы получили своего автора. Это очень важно, когда у театра с момента его зарождения появляется свой автор, который, к тому же, участвует в его организационной жизни.

Признаемся, что несколько месяцев длился «организационный момент», определялись приоритеты, формировался основной состав. В это время приходилось заниматься всем сразу. Начинались репетиции нескольких спектаклей, которые, кстати, получили развитие и в дальнейшем. Шли занятия по сценречи, актерскому мастерству, общим вопросам театра.

Но основное началось в мае 2009 года.

Так получилось, что спектакль «Эти странные старые песни» стал во всех смыслах установочным для начинающего театра; актеры работали с профессиональным режиссером и театральным художником. Это особенно важно, поскольку с первых дней формировалась определенная эстетика всего сценографического процесса, ставшая впоследствии визитной карточкой театра. Режиссеру пришлось пристраиваться к актёрам-любителям, всем вместе – к пьесе, в которую нужно было вносить изменения, приспосабливая к специфике сцены, труппы и т. д. В первом спектакле Студенческого театра МГОУ «Эти странные старые песни» по пьесе Е. Широковой «Песни одинокой души» приняли участие студенты-актеры, приглашенные исполнители, студенческая университетская рок-группа, автор пьесы и режиссер, также игравшие роли. Полгода длилась подготовка, активный постановочный период для 50-минутной пьесы продолжался только месяц. Дело происходило в мае – июне, репетиции шли почти через день, что в условиях экзаменационной сессии было весьма непросто. Непросто оказалось и с оформлением спектакля. По счастливой случайности, театральный художник Михаэла Ионовна Берча любезно согласилась помочь молодому театру. В результате, оформление спектакля позволило, в значительной степени, скрасить те недостатки в актерской игре, которые, естественно, проявлялись у начинающих актеров. Впоследствии этот спектакль был сыгран около десяти раз, получил лауреатство в номинациях на театральном фестивале, отмечен грамотами и пр. Как уже было сказано, в июне, 27-го числа состоялся предпремьерный показ, а премьера была назначена на осень, после открытия нового сезона. Начало было положено!

Театр начался. Но – как он будет продолжаться? Еще в организационный период, в декабре – феврале 2008-го, в разных составах шли репетиции еще одного спектакля по пьесе Е. Широковой, который впоследствии получит название «Комната, шкаф, зеркало…», а также складывался спектакль по произведениям А. П. Чехова, посвященный 150-летнему юбилею писателя.

ЦДРИ. «Эти странные старые песни»

В августе 2009-го, еще до начала учебного года, начались репетиции новых спектаклей и закрепление наработанного в предпремьерном показе «Песен». Намечались выступления с гастрольными выездами в подмосковное Щелково, на театральный конкурс в Дубне и очень ответственный показ в Центральном Доме работников искусств в декабре. К премьере «Песен», намеченной на 5 ноября, для помощи в постановке танцевальных движений была приглашена профессиональный хореограф из Санкт–Петербурга Наталия Олеговна Иконникова. Работа закипела. В Интернете организовалась группа поклонников, стали появляться регулярные отчеты о постановках и выступлениях. Театр зажил полнокровной жизнью, которая была насыщена выступлениями, репетициями, занятиями по учебным дисциплинам и т. д. Премьера прошла удачно!

Во втором сезоне 2009 – 2010 года театр успешно показывал свои спектакли и фрагменты готовящегося спектакля по А.П. Чехову на многих столичных и областных сценических площадках Москвы и Подмосковья. Это: Академия управления МВД, Творческий центр города Воскресенска - дважды, в концертном зале Территориальной общины «Якиманка» - многократно, ДК Щелково - дважды, выступление на «Студенческой весне Подмосковья» с завоеванием звания лауреата фестиваля и т. д.

Спектакль «Хорошие люди» по произведениям А.П. Чехова, художник Михаэла Берча, стал самым значительным событием в жизни театра, поскольку с ним театр получил звание лауреата на театральном фестивале, именно этот спектакль больше всех других работ был представлен на разных театральных площадках перед самыми разными зрительскими аудиториями.

В этом спектакле достойно заявили о себе наши новые артисты Алексей Дёмин, Виктория Антонова, Иван Шадрин, Александр Симонов.

ЦДРИ. «Хорошие люди» 

Прикосновение к высокой классике стало лучшей школой для начинающих актеров.

Самым плодотворным оказался для театра сезон 2010 – 2011 годов. Каждый месяц театр выступал со спектаклем, а иногда и с двумя. В мае 2011-го коллектив театра участвовал в Дельфийских играх в Твери и показал на них спектакль по пьесе Е. Широковой «Комната, шкаф, зеркало…». Зрители очень хорошо приняли постановку.

Концертный зал г. Черноголовки «Комната, шкаф, зеркало…»

Новый сезон 2011 – 2012 был отмечен очередной премьерой: был выпущен мюзикл «Где ты, где, ты, любовь…», музыка Анны Суворовой, либретто А. Д. Хохлова. Спектакль показали в Воскресенске, Калуге и на родной сцене в Перловском учебном корпусе университета. Постановка была встречена, что называется, «на ура».

Калужский областной ТЮЗ. «Где ты, где ты, любовь…»

Так получается, что каждые полгода студенты-артисты, как бы сдают перед зрителями своеобразный «зачет» по актерскому мастерству в новом качестве.

25 января 2012 года актеры нашего театра: Наталия Мартынова, Марина Негрозова, Михаил Садовников на областном празднике «Татьянин день» выступили в роли ведущих, а Иван Шадрин был помощником по сцене. И получили они за этот негласный зачет единодушное «отлично».

Ну и, наконец, в апреле 2012 года – самый большой успех театра!

Выступление подряд на двух театральных конкурсах «Летящая по волнам – 2012» в Дубне и международном театральном конкурсе «Русская классика. Лобня 2012» в Лобне.

Результат – восемь дипломов.

В Лобне: «Лучшее композиционное решение спектакля» - режиссер спектакля «К барьеру» А.Д. Хохлов, «Его величество Актер» - Алексей Дёмин и Михаил Садовников, «Лучшая женская роль второго плана» - Марина Негрозова.

В Дубне театр победил в номинациях: «Лучший режиссер» в постановке классического произведения крупной формы» – А. Д. Хохлов, «Лучшая постановка» - спектакль Студенческого театра МГОУ «К барьеру» по произведениям А. П. Чехова, режиссер – А.Д. Хохлов, «Лучшее оформление спектакля» - Михаэла Берча, художник-постановщик спектакля «К барьеру», «Лучшая женская роль» - Наталия Мартынова.

Дубна. Театральный конкурс «Летящая по волнам 2012»

Сегодня в театре студенты исторического, географо-экологического, юридического, экономического, психологического факультетов МГОУ и других институтов. Все без исключения артисты театра имеют в репертуаре театра главные роли, но, естественно, в случае необходимости выступают и «на выходах».

В основном, человек, осмеливающийся называть себя артистом, как правило, старается соответствовать определенным нормам и установкам, говорящим о том, что, как и во всякой другой деятельности, в актерской профессии главным и основным является труд. В Студенческом театре МГОУ это очень хорошо смогли почувствовать на себе все его участники! Вероятно, поэтому до сих пор в театре остаются и служат ему только те, кто осознает эти закономерности актерского существования.

Подходит к концу наш четвертый театральный сезон. За это время довольно много сделано, показано, задумано и реализовано. Но, ни на одно мгновение мы не могли себе позволить представить, что выход на сцену – это «потеха», «умора», «междусобойчик». Те, кто искал в театре клуб, посиделки, «весёлки и встречалки» уходили и обретали свой интерес в других творческих коллективах, между прочим, и в стенах университета тоже. Говорит ли это об изолированности, намеренной ограниченности и исключительности нашего театрального коллектива? Думаем, что все его участники ответят на этот вопрос отрицательно. Да и те, кто покинул театр, вряд ли скажут о нем как о чем-то сугубо особом, «не для широкого пользования». Да, театр это не ширпотреб, особенно, творческая его составляющая. Театр, студенческий театр - это сплав очень широкого круга интересов и огромное поле для применения его возможностей. Актер студенческого театра всегда может рассчитывать на использование своих специальных навыков в педагогической и представительской практике. Но, одновременно, происходит и обратное; те знания и навыки, которые приобретают студенты на занятиях, формируют их мировоззрение, позволяют организовывать идеологию постановок с учетом этого мировоззрения, дают возможность отказаться от «потешек» и поднимать на сцене в рамках спектакля  актуальные вопросы, волнующие сегодняшнего зрителя.
Вероятно, именно это позволило театру в конце четвертого сезона, за три с половиной года добиться действительно серьезного положительного результата и в оценке зрителей (они на каждом представлении были одобрительными), и в оценке жюри.

Театр активно участвовал в университетской общественной жизни, дав представление, посвященное 70-летию победы в Битве под Москвой, поддерживая актерскими силами празднование областного «Татьяниного дня и ряда других мероприятий.

На сцене театра поставлено 6 спектаклей.

Это спектакли по произведениям А.П. Чехова: «Хорошие люди», «К барьеру» и пьеса-шутка «Медведь»; спектакли по пьесам Е.В. Широковой: «Эти странные старые песни», «Комната, шкаф, зеркало…»; а также молодежный мюзикл «Где ты, где ты, любовь…»

Театр много гастролирует по Подмосковью и за его пределами.

Театр стал лауреатом областного фестиваля искусств «Студенческая весна Подмосковья», театральных фестивалей «Летящая по волнам» (Дубна) и «Русская классика. Лобня 2012», был удостоен Почетной грамоты Центрального дома работников искусств за работу с молодежью.

Актерами театра являются студенты и выпускники разных факультетов университета и других вузов. Приглашаем всех любящих театр так, как любим его мы, приходить на наши спектакли, участвовать в конкурсе на исполнение ролей, помогать в организации постановок и гастролей.

Театр впервые обратился к жанру мюзикла, и это обращение оказалось удачным. Теперь, опираясь на опыт и учитывая неизбежные ошибки, можно двигаться в этом направлении дальше.

Театр примет предложения о сотрудничестве, а также желающих участвовать в его работе. Предполагается объявить конкурс на исполнителей мужских ролей в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Иванов» и других спектаклях.
Впереди новые премьеры!

Студенческий театр МГОУ приглашает!