Эти странные старые песни


27 июня 2009 года в актовом зале Перловского учебного корпуса Студенческий театр МГОУ провел предпремьерный показ спектакля «Эти странные старые песни» по пьесе Елены Широковой «Песни одинокой души».

Поставил спектакль режиссер и руководитель театра Александр Дмитриевич Хохлов. На роль «восходящей звезды эстрады» Александрин была приглашена студентка 5 курса музыкального факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова Анна Суворова.

В спектакле участвовали автор пьесы Е. В. Широкова и режиссер-постановщик А.Д. Хохлов, а также студенты: исторического ф-та – Михаил Садовников, географо-экологического ф-та – Наталья Мартынова и Екатерина Лышникова.

Участники музыкальной группы в составе студентов МГОУ Искандера Муругова и Артема Иосилевича, а также Сергея Морозова исполнили оригинальные вокально-инструментальные и чисто инструментальные композиции, но также перевоплотились в драматических актеров.

Очень непростое звуковое оформление поддерживал Игорь Журунов, а световую партитуру воспроизвел Андрей Лозовой с помощью ассистента режиссера Михаэлы Берча. Она же – художник-постановщик спектакля.

В спектакле звучат песни на стихи Е. Широковой, А. Суворовой, А. Вертинского.

Музыка – А. Вертинского, А. Суворовой и И. Муругова.

Инструментальная обработка – участников группы.

Отклики зрителей:
Главную роль – восходящую «звезду» Александрин – сыграла студентка 5 курса музыкального факультета МГГУ им. Шолохова Анна Суворова. Перед ней стояла сложная задача – воплотить не только драматический замысел режиссера, но и исполнить песни разных стилей – от эстрады 20-50-х годов до современной поп-музыки и рока. От исполнительницы главной роли требовались высокие профессиональные музыкальные качества: гибкий по тембру голос, умение петь в разной манере, кроме того, умение аккомпанировать себе на фортепиано. Анна справилась с этой задачей на «отлично».

Особо надо отметить, что в спектакле прозвучали песни самой исполнительницы главной роли в рок-обработке Искандера Муругова, участника инструментального трио, состоящего из студентов МГОУ и игравшего в постановке. Искандером также была написана музыка к песне на текст автора пьесы Е. Широковой и сделано инструментальное сопровождение спектакля. Участники трио показали хорошую игру не только в музыкальном, но и в драматическом плане, удачно вписавшись в сюжетную линию спектакля. Кроме И. Муругова, в трио участвуют бас-гитарист Сергей Морозов и ударник Артем Иосилевич.
Смелым ходом режиссера было объединить в одном спектакле настолько разную музыку – романсы А.Вертинского, В.Высоцкого и рок-композиции самих участников спектакля. Но этот эксперимент оказался весьма удачным. Возник тот контраст, который необходим для создания драматического напряжения в спектакле. Тишина сменяется резким взрывом музыкальной звучности, а трогательные и проникновенные песни Вертинского противопоставляются необузданным и мятежным ритмам рока. Играя этими красками, режиссер рисует эмоциональную картину внутреннего мира главной героини, ее поиска – от пустоты и нерешительности до обретения гармонии с самой собой. В итоге предстает целостная, хорошо продуманная музыкальная картина спектакля, которая является неотъемлемой частью сценического действия; достигается оптимальный баланс тишины, разговорных и инструментальных эпизодов, а также пения a'capella и в инструментальном сопровождении. Остается впечатление стильной и качественной работы. И особо приятно то, что вся музыка была исполнена вживую, а это в настоящее время является большой редкостью даже среди постоянно концертирующих «звезд» эстрады.


Дарья Берча


Главное в пьесе, на мой взгляд, связано с образом Мима и темой Вертинского. Вертинский, песни которого рекомендует Саше продюсер, вносит в действие пьесы сразу несколько новых тем: восприятия искусства, ощущения себя «игрушкой больших детей», тяги к простоте и добру. Очень интересной мне показалась сцена, в которой героиня, сначала сопротивляясь «старью», начинает петь и проникаться «простыми словами», находить что-то для себя, а это, как мне кажется, самое главное. Тем жестче выглядит момент, когда, уже проникшись мелодикой Вертинского, Александра обращается к продюсеру и слышит в ответ: «Теперь не до него!» Вместе с Вертинским появляется новая героиня – Наталья Павловна - увлеченная и трогательная, неудивительно, что именно она способна подарить Саше новую жизнь.

Образ Мима можно воспринимать по-разному. Он и интересен неопределенностью роли в жизни героев. У каждого человека в мыслях и чувствах есть что-то определяющее, но не всегда осознанное. Проявлением этого тайного, неразрывно связанного с личностью, образа в пьесе является Мим - не то смутная мечта, не то рука судьбы. Для Натальи Павловны он является в образе Вертинского, продюсеру подносит бумаги, для Александры играет, олицетворяет вдохновение.

Отдельно хотелось бы отметить песни, звучащие в постановке. Песни Александрин передают ее напряженное состояние, а музыка Вертинского позволяет расширить временное пространство и выразить некоторые важные как для героини, так и для зрителя темы.


Лапшина Алиса


Мнение режиссера А.Д. Хохлова: Приходится повторить, что «Эти странные старые песни» - спектакль непростой и, можно даже сказать, особенный. Он полифоничен по своей структуре, так как в нем непосредственно в повествовательную ткань вплетены музыкальные формы от классики до рока. И вплетены органично именно с точки зрения драматургии. Это особая интонация, находящаяся на границе «фантастического реализма» и сегодняшнего сленга. Это, наконец, использование элементов многих жанров в режиссерском решении, от пантомимы до строгого, почти академического диалога. К особенностям режиссерского прочтения относится специфичное ритмическое и эмоциональное контрастирование сцен и эпизодов, переключение времени и места действия. Специфичен и подход к разработке образов и характеров. Он, прежде всего, основывается на становлении актерских навыков исполнителей, на возможности их роста в данных предлагаемых обстоятельствах. Это расчет на постоянное совершенствование и развитие актерских дарований!

22 ноября  2010 года в ДК «Щелковский районный культурный комплекс» Студенческий театр показал второй премьерный спектакль «Эти странные старые песни» по пьесе Елены Широковой «Песни одинокой души». Спектакль был хорошо принят публикой.

19 января 2010 года Студенческий театр МГОУ показал спектакль «Эти странные старые песни» перед слушателями и профессорско-преподавательским составом Академии управления МВД в рамках занятий университета культуры. В большом актовом зале, заполненном почти до отказа, находились проходящие курс обучения руководящие работники Министерства внутренних дел, практически, со всей страны. Это было серьезным испытанием для наших начинающих артистов: количество «звезд» на квадратный метр площади заставляло трепетать сердца.

Артисты срывали бурные аплодисменты, заставляли зал задумчиво замолкать или задушевно смеяться. Университет получил благодарность от руководства Академии, а зрители, от капитана до генерала, надеемся, унесут в свои города частицы нашей искренней любви к искусству.