Ну, вот и завершились 5-е, юбилейные, гастроли в российский Крым на десятом, юбилейном, году существования Студенческого театра МГОУ. Еще живы впечатления, но уже стучатся воспоминания «о днях минувших и проведенных»…. Легко рассказывать о радостном, не трудясь над сокрытием неприглядных сторон. И в этом смысле нам легко, потому что наша поездка была окрылена молодостью и надеждой; в нашей труппе из 16-ти артистов 11 были студийцы, впервые выезжающие на гастроли театра. Это придало поездке, с одной стороны, внутреннюю динамику и непосредственность, не отягченную прошлыми неприязнями, но, с другой стороны, театр брал на себя, помимо естественной ответственности за целостность и безопасность, так же и риск, обусловленный необходимостью качественного, художественного показа спектаклей. Здесь, будем откровенны, много подводных камней, но только при том, что мы действительно считаем себя Театром, а не кружком художественной самодеятельности. Я не хочу унижать и оскорблять значение и самое назначение этой категории увлечений, но в иерархии творчества театр несет и обязан нести образцы более высокого порядка. Случается, что театры воплощают собой самую, что ни на есть самодеятельность, а какие-то самодеятельные коллективы приближаются к подлинному творчеству, - всякое в жизни бывает. Однако мы незаметно ушли от основной темы, как если бы мы попали в штормящее море и постарались отдаться на волю волн, то были бы снесены далеко от места погружения. Это наблюдение пришло на память очень кстати, поскольку неоднократно на протяжении нашего десятидневного пребывания у Николова ключа, давшего название Николаевке, месту нашего размещения в пансионате «Энергетик», несколько раз море штормило, а однажды на целый день с лишним вдруг остыло до 160, и это при t0 воздуха в 37! Вернемся к нашим впечатлениям, пока они еще свежи и не переросли в многозначные воспоминания, как утренний ветерок, неизвестно откуда вырвавшийся взрывает томительный южный зной. Итак, мы прибыли в поселок Николаевка, который «основали отставные солдаты – ветераны сражения в Синопской бухте и обороны Севастополя во главе с матросом-бомбардиром А. Г. Бобырем в 1858 году. Позже здесь был построен храм в честь Святителя Николая». Поселок находится примерно в 12-ти километрах от нашего прежнего, прошлых четырех лет, места пребывания, с. Береговое. Кажется, что наша дислокация, если можно применить этот термин к нам, гражданским, в Николаевке, основанной матросами, более выразила некую высшую связь с той миссией, которую нам предлагалось выполнить: выступить перед моряками-черноморцами, наследниками славных традиций в Городе-Герое Севастополе. И здесь нельзя не упомянуть еще об одной незримой связи высшего порядка: на месте нынешнего Дома офицеров в Севастополе с момента основания города и до 30-х годов прошлого столетия стоял храм Св. Николая, покровителя моряков. Актерский труд – это, знаете, не такое простое и легкое занятие, если, конечно, подходить к делу серьезно. Впрочем, если не серьезно, то зачем вообще и подходить, тем более что не всегда эти труды пахнут розами, чаще – колются шипами роз, подаренных кому-то другому. Но…«Jeunesse, jeunesse…», как сказал поэт… Молодость, молодость!.. Натурально, мы репетировали по 5 часов в день, а как потом оказалось и того больше, потому что актеры и студийцы в тайне от руководителя подготовили и «капустник» по мотивам наших постановок. Поначалу была, как говорится, разминка перед «своими», участниками Форума и другими подопечными Never Sleep, компании-организатора, на сцене, т.н., Зимнего зала в «Энергетике». 1-го августа театр показал сборник «Хорошие люди» по произведениям А. П. Чехова, представление на час времени, но с большим внутренним потенциалом, подлинно, «краткость – сестра таланта», как и было сказано самим Антоном Павловичем. Мы очень волновались за Лизу Сайпушеву, исполнившую роль Юлии Васильевны в инсценировке «Размазня». Она справилась и вместе с Ваней Булатовым, прочитавшим наставление своей гувернантке, эта молодая студийная пара оставила приятное впечатление. В инсценировке рассказа «Хористка» роли исполняли «ветераны» и хранители традиций театра, Марина Карикова и Дарья Букина, а кроме того студиец Паша Целыковский. Так сложилось исторически, что этот чеховский рассказ у нас представлялся в самых разных составах, сложилась традиция характеров и их воплощения. На этот раз мы смотрели, сможет ли Павел войти в слаженный ансамбль. Оказалось, что смог, и это еще раз подчеркнуло возможности той воспитательной школы театра и его руководителей, в которой приобретаются актерские навыки наших артистов. Третьей, завершающей страницей, стала пьеса-шутка «Предложение», вещь, написанная Чеховым за 1 час 8 минут и вот уже 140 лет (!) покоряющая сердца зрителей своим «обусловленным комизмом», в котором нет «французской бессмысленной неожиданности» (Л. Н. Толстой). И на этот раз, вместе с Арсением Соленым и Инной Донсковой автор этих строк получил большое удовольствие от пьесы, а зрители, не станем скромно опускать глаза, от игры артистов! Было жарко, душновато, но из заполненного зрительского зала никто не ушел, а, напротив, подошли. Молодые, задорные и, как говорится, «бурные» аплодисменты, крики «браво!» и не очень подобающий, но одобрительный свист отметили первое гастрольное выступление нашего театра. И опять репетиции, прогоны с остановками, замечаниями, улучшениями, наставлениями и так далее, и все в том же русле. Конечно, и на этот раз, как и в прошлые приезды, не обошлось без экскурсионных поездок в Бахчисарай и Севастополь. Конечно, были Успенский монастырь и Чуфут-Кале с его пещерами, но, более, с восхождением к ним, Ханский дворец. Кто-то остался внизу; вкушать сладости, попивать кофеек и лимонад в присмотренных ранее, в прошлых поездках местах артистами «со стажем». Скажем так: каждый вынес столько впечатлений, сколько ему было под силу унести, и ни грамма больше! Задорных песен в автобусе на обратном пути не было, выложились по полной. В Севастополе запоминающимся был музей Черноморского флота. Это действительно собрание подлинных реликвий памяти, основательное, фундаментальное напоминание о днях минувших; подлинные корабельные колокола, подзорные трубы, пушечные ядра, портреты славных адмиралов нашего флота, история от основания до сегодня Севастополя, города, место, для закладки которого подсказал великий Суворов, подлинники картин Айвазовского и других мастеров живописи, словом, - это нужно видеть! 5-го августа в 7 часов 52 минуты мы выехали из пансионата, и наш большой, даже слишком, автобус с двумя (!?) водителями «на борту» взял курс на Севастополь к Дому офицеров. Мы торопились. Было воскресенье, могли быть пробки, открыли Крымский мост – наплыв туристов, какие-то еще неожиданности, но все обошлось. Нас ждали, технические службы были на месте. К счастью, новый начальник Дома офицеров, Владимир Владимирович Писайкин, капитан 1-го ранга, распорядился и службы были на месте, аж за полтора часа до нашего приезда! Спасибо ему! Кстати уж, это именно он, просмотрев наши выступления в Интернете, предложил провести вечерний спектакль для жителей и гостей города. Мы устроились, отгладились, оборудовались, так сказать, зарядились на весь день: спектаклей-то ведь два, такого за всю историю нашего театра еще не было! Вот вам и молодежь! У нас, Михаэлы Ионовны и Дарьи Берча, да, чего греха таить, и у меня тоже, прошедших через прежние гастроли и знающих, что такое южное солнце, его влияние на «подусталость» артистов возникало серьезное опасение за качество спектаклей. Мы начали ровно в 10.30. Агата Кристи «Мышеловка» в литературной и сценической редакции нашего театра. Прошла информация, что, в связи с отдаленным расположением частей, из которых прибыли некоторые моряки, возможно их раннее «отбытие с мероприятия». Этого не случилось, несмотря на то, что вместо полутора часов, отведенных на такие просмотры, они пребывали два с лишним часа. Единственное, что огорчило, думаю не только нас, так это то, что не сложилась дружеская фотосъемка по окончании, как это случалось в прошлые годы. Но зато состоялось официальное вручение грамоты от Командующего Черноморским флотом, вице-адмирала А. Моисеева, что само по себе для нашего театра очень знаменательно. К нашему, пока еще, счастью те усилия, которые прикладываются к созданию спектакля, достаточно высоко оцениваются. Приятно! Побродив по ставшему давно знакомым Севастополю, сделавши множество новых снимков таких притягательных мест, как Графская набережная и других, засняв выходившую из залива «Комету»; новинку туристической жизни, рейсы, связывающие с Ялтой, поднабрав кое-что для сувениров, мы возвратились в Дом офицеров и в 18.30, как и было объявлено на большущей афише перед входом мы «открыли занавес». Спектакль прошел замечательно! Зрители бурно отреагировали, по окончании приглашали «непременно, что б еще приезжали», в общем, - здóрово! Я не хочу раскрывать секретов постановки, потому что, если начать рассказывать, кто, как и что сыграл, то раскроется интрига, а главным условием представления этой пьесы является уже 65 лет неразглашение тайны. Не могу удержаться, что бы не высказать еще одно предположение: несмотря на очень сложные периоды в жизни коллектива театра, об этом – в другой раз, а, может быть, и – никогда, так вот, несмотря на сложности, наша постановка «Мышеловки» продолжает свое шествие по подмосткам, словно, сама «тетушка Агата» принимает участие в продвижении понравившегося ей варианта своей пьесы. В спектакле занят практически весь состав театра, хотя персонажей в пьесе всего восемь. Наш, ставший символическим, набор тоже из восьми стульев. Послушайте, да ведь это же сплошные совпадения и юбилеи, что же это делается, дамы и господа?! Ведь нельзя же так! Нет, можно, можно и нужно! По заведенной традиции студийцы, прошедшие испытание зимними, Питерскими, и летними, южными, или Крымскими гастролями, становятся полноправными артистами нашего театра, «Студенческого театра МГОУ» Московского государственного областного университета. И сегодня мы еще раз поздравляем Елизавету Курашину, Елизавету Сайпушеву, Алёну Лапину, Марию Лубенцову, Александру Кусакину, Наргиз Холову, Ивана Булатова, Дениса Берова, Павла Целыковского, Андрея Андриенко, Михаила Орлова со вступлением в нашу театральную труппу. Мы радуемся вместе с артистами Мариной Кариковой, Ольгой Дубиной, Дарьей Букиной, Инной Донсковой, Арсением Соленым, что наш театр пополнился новыми силами, которые должны будут в самом ближайшем будущем, вместе со своими руководителями и наставниками на трудном пути постижения актерских знаний покорить еще одну «вершину»: «Анна Каренина». Инсценированные страницы романа Л. Н. Толстого». Пожелаем друг другу удачи и новых успехов! Надеемся, что вы – с нами! А. Д. Хохлов, художественный руководитель «Студенческого театра МГОУ»