«Ильинские рубежи. Подвиг Подольских курсантов»

 

Их было почти восемьдесят человек. Восемьдесят студентов. Таких же молодых, как и курсанты Подольского артиллерийского училища в октябре 1941.Они прошли всего пять километров по пересечённой местности вдоль Можайской линии укреплений, тянущегося от Тулы, через Калугу, Ильинское, Бородино и далее на Ярополец.

Дождь. Грязь. Слякоть. Холод. Конец апреля.

Утро 26-го апреля было холодным и мокрым - не лучшее начало дня. На небольшой площадке рядом с выходом со станции метро «Саларьево» собирались студенты МГОУ. И, казалось бы, ничего такого – для столицы подобные мероприятия стали уже привычным. Но среди этих студентов можно было заметить тех, которые будто затерялись во времени. Будто эти люди совершенно не понимают, какой год и что война уже давно позади. Надев шинели, халаты, пилотки, стояли организаторы. И, смотря на них, было понятно, что погода тогда не издевалась над жителями города, а подыгрывала красивому сценарию... 

 

Было тихо. Кто-то спал, кто-то нервно продумывал заключительные этапы квеста, а кто-то просто смотрел в окно. Никто практически не говорил, отчего в воздухе зависло непривычное волнение, временами разбиваемое звуками песен. Но находясь недалеко от места событий, из динамиков раздался женский спокойный голос. Мы приближались к селу Ильинское, где ровно 76 с половиной лет назад наши ровесники из Подольского артиллерийского училища вели боевые действия. 
Высадившись у музея и памятной стелы, мы попали в 1941 год, под проливной дождь. Никакой техники, городского шума и суеты, лишь чистая и умиротворяющая природа. Здесь строгий, но доброжелательный лейтенант оперативно разделил новоприбывших на 6 отделений. Каждый был очень взволнован предстоящими событиями. 

У каждой команды был свой проводник – партизан и сын полка, лейтенант и медсестра, солдаты и курсанты. Все они знали, как проходит линия оборонительных сооружений, где нужно свернуть, где нужно остановиться на привал.

Ребятам-участникам пришлось сдать нормы ГТО и переносить раненного товарища, преодолевать минное поле, научиться метать противотанковую гранату, строить деревянно-земляные укрепления, делить хлеб для пропитания всех участников команды. Затем был небольшой привал, где ребята смогли выпить горячий чай у костра и немного повспоминать поэзию и прозу времен Великой Отечественной войны. После привала участники квеста передавали шифровку  - при помощи азбуки Морзе нужно было сначала расшифровать текст послания, а потом зашифровать для следующей команды. Также ребята налаживали телефонную связь, растягивая линию от ДОТа до места проведения привала. Погрузившись в атмосферу тех далеких военных дней, участники получали за каждое пройденное испытание часть информации о ходе наступления на этом рубеже.

Они прошли путь тех, кто смог защитить страну, смог оградить столицу от врага. Все участники были удивлены тем, что, несмотря на погодные условия, они сумели пройти весь путь, и получить массу впечатлений.

В завершении путешествия по этой и так глухой местности разразилась минута абсолютной тишины. Сердце стучало, а кровь в венах громко перебивала скорбящее молчание округи… Настолько громко, что ты бы не услышал, кажется, ничего, кроме своих мыслей. О войне, о тех солдатах, что так рано легли в эту самую землю, даруя нам чистое и светлое небо…

А ведь кто-то был и младше…, ведь кто-то из таких молодых сейчас лежит в земле прямо рядом с тем самым ДОТом... 26 апреля студенты постарались почувствовать себя в их теле, будто мы - это они 76 с половиной лет назад. Постарались и стали немного ближе к реальной истории своей страны, к истории тех отважных курсантов.

Главным показателем того, что мероприятие удалось, оказались слезы участников. Они молчали и плакали. И не только потому, что было можно, а в большей степени потому, что понимали и чувствовали ту боль, ту сложную ситуацию боевых дней, ту ответственность, что теперь на них лежит. Смотрели по сторонам и понимали: все, что их окружает - это не муляж, а реальная жизнь.

Было ли правильно пройти по тем местам, где умирали люди, где до сих пор лежит их прах? Залезать и прятаться в дотах? 
Несомненно. Ребята должны были познать тяжесть дороги, тяжесть боев. Для чего? Чтобы помнить. Помнить не по рассказам, а наяву. Помнить и знать, что значит пройти километры без еды, воды и подкрепления.