До свидания, здравствуй, Крым!

Студенческий театр МГОУ закончил свои гастроли в Крыму, показав два спектакля в Евпаторийском городском театре им. А. С. Пушкина, и завершил свой 6-й театральный сезон.

Надо сказать, что этот сезон прошел очень сложно и трудно, может быть, это было самое непростое время с момента образования театра. И теперь, когда все более или менее успокоилось можно поразмышлять и вспомнить самое главное.

В конце 2013 года, после двухлетней подготовки, был выпущен спектакль «Иванов», 1-я редакция пьесы, которую мы, из чувства справедливости и, как сказали бы во времена Антона Павловича из «учтивости», назвали «Репетиция спектакля», призывая обратить внимание зрителей на молодость и недостаточную зрелость наших исполнителей, дерзающих покорять глубину чеховских высот.

Была набрана Студия театра, часть труппы ушла, и молодые, неопытные студийцы, вместе с наторевшими на актерском ремесле оставшимися коллегами и будущими партнерами сразу же включились в новый исполнительский состав постановки. За три месяца был выпущен, по существу, новый спектакль, который «прогремел» в Центральном Доме работников искусств и продолжает свой, надеемся, долгий путь.

  Дальше – больше. В феврале 2014-го театр приступил к репетициям трагифарса М. Булгакова «Зойкина квартира». Ввиду недостаточности состава для полномасштабной постановки в тексте были сделаны купюры, исключены некоторые второстепенные персонажи; была выбрана 2-я редакция, подготовленная Булгаковым  для издания во Франции, и, как следствие, в постановочное решение были введены, так называемые, интермедии, маленькие музыкально-пластические зарисовки, призванные сделать «мысленные пируэты» из дня минувшего в день нынешний.

Скажем так, чтобы не слишком волновать и без того нервную актерско-режиссерскую братию: очень часто в постановках по пьесам драматургов прошлого, аналогии с сегодняшним днем проводятся непосредственно в ткани произведения, делаются соответственные несоответствующие тексту и авторским ремаркам отступления, замещения и т. п. Ничего подобного в спектаклях нашего театра нет. Есть купюры, в силу специфики труппы, аналогии же и подобия сегодняшнему дню, что, кстати, неизбежно во все времена, нарочно вынесены «за скобки» текста и хода действия пьесы. В них самих заложен их собственный смысл, выраженный пластически и музыкально. Это не «оживление», не «увеселение», не «осовременивание». Это виденье параллелей, именно параллелей, а не внутренних авторских предвидений. Об этом говорит и финал спектакля: гуси – погибают, «Гусѝ» - живучи.

Любопытен процесс осознания актерами интермедий; не понимая поначалу, что должны выражать их движения и какие задачи перед собой ставить при их исполнении, они действовали интуитивно и неточно, но потом оказалось, что те построения, которые должны были выполняться, все чаще и чаще встречаются в окружающей жизни в самых различных ситуациях. Молодые артисты радостно об этом сообщали постановщику, а затем, проникнув в сущность этих ситуаций, становились убедительнее в своей игре. Конечно, еще многое нужно улучшать, но, как известно, идеал – вещь недостижимая, к нему можно только стремиться!

Наконец, в марте-апреле было принято непростое решение о проведении гастролей с двумя спектаклями, «Репетиция спектакля. Иванов» и «Зойкина квартира» и совместном пребывании с участниками молодежного студенческого форума МГОУ в крымском селе Береговое.

Поездка в Крым, первая после присоединения полуострова к России, само по себе событие знаменательное и позитивное во всех отношениях; и как познавательное, и как общественно-политическое, выражающее определенное отношение к процессам, происходящим в стране.

Выступление на сцене Евпаторийского гортеатра, перед залом, слышавшим многих великих артистов: Шаляпина, Собинова, Нежданову, Вертинского, Станиславского, Вахтангова, Качалова – всех не перечислишь, стало еще и очень эмоциональным, глубоко задушевным фактом нашей биографии, определившем, надо думать, на долгий период внутреннее самочувствие участников гастролей.

Возможно, описание момента расставания со сценой и залом автора этих строк придирчивый читатель и сочтет фактом нервического напряжения и высокой температуры на улице, но не могу не сказать: в ту минуту, когда было сказано «до свидания», зал тихо прошептал: «До скорого». А больше я ничего не скажу.

В поездке проявились все лучшие качества сложившегося коллектива, поддержалась устоявшаяся традиция гастрольных выездов, взаимовыручка и то, ни с чем не сравнимое со-общение, помогавшее в репетиционных занятиях, изматывающих переездах и перетаскивании багажа с автобусов на паром и снова на автобусы под палящим солнцем, собственными силами…

Невозможно кого-то выделить или обособить – все артисты заслужили высших похвал, и два вечера подряд зрители слишком щедро награждали их аплодисментами и криками «браво»,

Попробую, кажется, впервые высказать некоторые наблюдения об актерах нашего театра, моих учениках.

Вячеслав Рождественский, актер, освоивший острохарактерное амплуа и постоянно увлекавший публику темпераментом и яркостью образов Боркина («Иванов») и Аметистова («Зойкина квартира»). Преданность театру позволяет преодолевать многие нестроения его актерской природы, и в этом смысле Слава образцово-показательный театрал.

Алексей Дёмин, один из «ветеранов» театра, самый верный и преданный помощник во всех делах театра, сделавший очень значительные успехи в своем актерском преображении, радует нас в образах Дудкина («Иванов») и Портупеи («Зойкина квартира»).

Актриса Марина Карикова, обладательница очень редкого качества, сценического задора. В спектакле «Иванов» Марина в роли Зинаиды Саввишны, жены Лебедева, роль которого исполнил автор этих строк, в очень большой степени преодолевает себя, но именно от этого преодоления она становится очень удобным партнером и играть с ней весело и приятно, несмотря на слишком драматические обстоятельства пьесы Чехова. Роль же Манюшки в «Зойкиной квартире», напротив, органично накладывается на природу творческого темперамента актрисы, и это решает постановочные задачи, помогает ее партнерам уверенно чувствовать себя в общих сценах.

Ольга Защеринская, молодая актриса театра, в силу обстоятельств только в последний момент смогла выехать на гастроли и поэтому участвовала лишь в массовых сценах, что наверное поможет ей лучше справляться с назначенными ей ролями Саши («Иванов») и Лизаньки («Зойкина квартира»). Надо заметить, что художник-постановщик спектакля М. И. Берча высоко оценила работу Ольги в создании причесок исполнителей обоих спектаклей. То же было отмечено и публикой.

Актриса Татьяна Подольская, прекрасно почувствовавшая гротесковость и остроту образа Мадам Ивановой («Зойкина квартира»), надеемся, в недалеком будущем порадует нас постижением новых характерных образов.

Екатерина Лышникова – безусловный ветеран театра, стоявшая у истоков его создания, остро характерная и на сцене, и в жизни. Образ Лизаньки («Зойкина квартира») пришелся Екатерине как раз впору, что и было замечено зрителем.

Многочисленная плеяда студийцев, естественно, тоже должна быть соответственно отмечена, тем более, что именно на нее легла основная нагрузка в гастролях.

Дарья Букина, исполнительница ролей Авдотьи Назаровны («Иванов») и Первой дамы («Зойкина квартира»), пример преодоления и упорства в достижении своей цели. Старательно выполняя режиссерские задания, Даша осваивала очень непростые для ее органической природы образы.

Надо прямо сказать, что все артисты и студийцы театра проявили в этих работах очень большое стремление постичь природу органического существования на сцене, и мне, как режиссеру и руководителю, было, хотя и не просто, но приятно отмечать успехи моих учеников.

А они сделались очевидными и у Дарьи Жмыровой, исполнившей роли Саши («Иванов») и Второй неизвестной («Зойкина квартира») и у Дарьи Истратенковой, исполнительницы ролей Анны Петровны («Иванов») и Швеи («Зойкина квартира»).

Волею случая попавший в Студию Артем Долганов за очень короткий срок вошел и, надо сказать, органично в сложнейший драматургический образ Иванова, («Иванов») полностью покорить который ему, помимо недостаточности опыта, конечно, мешает очень моложавый внешний вид, что, впрочем, помогает в роли Первого неизвестного в «Зойкиной квартире».

Дмитрий Бисеров, зачисленный в Студию при конкурсном наборе, поначалу выделялся ярким «наигрышем», однако, обладая острым умом и сообразительностью, Дмитрий очень быстро понял основную цель театра: поиск сценической правды жизни и вымысла, и, следуя указаниям режиссера, стал делать значительные успехи, отмеченные товарищами по сцене и, конечно, публикой. Его исполнение ролей Шабельского («Иванов») и Херувима («Зойкина квартира») произвели на зрителей очень приятное впечатление.  

Мария Коробейник так же пример трудолюбия в творческой жизни. Будучи воспитанницей принципиально иных подходов к театральному воплощению, Маша, тем не менее, нашла в себе силы постепенно прививать себе те основные черты нашего театра, которые, несмотря на время несут в сердца и думы зрителей истину страстей и правдоподобие чувств предлагаемых обстоятельств. Роли Помощника режиссера («Иванов») и Аллы («Зойкина квартира»), надеемся, благодатная платформа для дальнейших успехов в «театре переживания».

Татьяна Сухарева, певунья и рисовальщица, теперь уже актриса нашего театра, обладательница скрытого нервного темперамента, о котором она, думаю, и сама не догадывается. Но на то есть художественный руководитель, и уж, коль скоро нужно «расшевелить» актерские способности, а они есть в каждом, как показывает опыт нашего театра, то и придется это сделать, благо роли Костюмера («Иванов») и Второй дамы («Зойкина квартира») тому подтверждение. Было бы Танино старание!

Наконец, трио очень интересных и перспективных с точки зрения участия в постановках артистов.

Матвей Яковлев, отметивший на гастролях свое совершеннолетие, исполнил две противоположные по внутреннему наполнению роли, завоевал одобрение и был замечен публикой, и теперь, надеемся, вдохновленный, станет еще внимательнее относиться к сценической правде. Роли Львова («Иванов») и Абольянинова («Зойкина квартира») слишком большой аванс молодому артисту. 

Дмитрий Борисов, ценой невероятных усилий добился значительных успехов в сценической речи, до того значительных, что его особенное природное произношение в ролях Косых («Иванов») и Гандзолина («Зойкина квартира») принималось за актерскую характерность. Все-таки надо надеется, что в скором времени так оно и станет!

Артист Сергей Куркин, один из примеров верных подходов в методике воспитания и развития актерских навыков. Используя природную наблюдательность, внимание и очень большое желание освоить актерские начала, удалось в невероятно короткий срок ввести Сергея, практически, никогда не стоявшего на театральных подмостках, в очень сложный рисунок роли Гуся в «Зойкиной квартире». Вот, кажется и все…

Специфика студенческого театра такова, что специальности сотрудников театра, костюмеров, бутафоров, гримеров, рабочих, приходится выполнять самим артистам. Дарья Жмырова и Татьяна Сухарева замечательно справились с работой гримеров, спасибо им!

Но не могу, нет, не могу, по справедливости, особо не отметить работу и участие в организационном процессе художника-постановщика спектаклей Михаэлы Ионовны Берча, которая помимо оформления выполняла функции заведующего постановочной частью, а без этих трудов ни одни театральные гастроли не могут проходить в принципе.

Не могу не сказать особо об актрисе театра, относящейся к первому поколению, Наталии Мартыновой, вынесшей на своих плечах…. Хотел сказать «хрупких», но вспомнил ее дальние заплывы, впору маститым «морским волкам», и передумал, так вот, Наталия Мартынова выполняла и, добросовестно, обязанности воспитателя от МГОУ, помрежа от театра и, ко всему, несла статус ведущей актрисы, что, надо заметить, совсем не просто – попробуйте!

Поколение актеров театра! Как это замечательно звучит! А ведь надо сказать, что у студенческого театра понятие «поколение» совсем не то, что у театра стационарного, профессионального. Здесь максимальное время участия в труппе может быть от «первого звонка» до выдачи на руки диплома об окончании. И мы радуемся и приветствуем тех наших артистов, которые остаются с нами, кто помогает своим примером и сохранением традиций театра воспитывать новых и новых соратников.    

И, конечно, я не могу из чувства справедливости не сказать еще об одной участнице гастролей,  Дарье Берча. Ей мы обязаны световой и звуковой операторской работой в оформлении спектаклей, фото и видео хроникой, видеоклипам и широкому освещению гастролей и деятельности театра в Интернете.

Во время гастролей все студийцы стали полноправными артистами театра, получили памятные афиши.

И в завершении: руководство Евпаторийского гортеатра им. А. С. Пушкина пожелало на прощание, чтобы наш театр приезжал к ним в любое время и чувствовал себя, как дома!

Что тут еще скажешь!

Театр должен развиваться в двух направлениях: вверх и вглубь. Тем не менее, в сентябре мы предполагаем объявить новый набор в Студию театра. Теперь претендентам придется потрудиться, потому что набор будет ограничен и приняты будут только достойные, те, кто сможет вместе с нами продолжить великое дело поиска сценической правды вымысла и жизни.

Художественный руководитель и режиссер
Студенческого театра МГОУ А. Д. Хохлов.